На проблемных, подвижных почвах лучше всего использовать свайный фундамент, который конструктивно состоит из свай. Минуя слабонесущие почвы, сваи на большой глубине достигают более плотных её слоев, на которые и опираются. Изготавливать их можно на стройплощадке или на заводе.
Конструктивно свайный фундамент – это так называемое «свайное поле», состоящее из винтовых свай. Их соединяют между собой через ростверк в один или несколько слоев поперечин. Жесткость фундамента подбирают в зависимости от грунта и веса будущей конструкции.
Главными преимуществами свайного фундамента являются:
В зависимости от особенностей монтажа, свайные фундаменты разделяются на:
Перед монтажом свай, нужно учитывать какая нагрузка будет ложиться на каждый элемент, а также состав и степень подвижности почвы, в которую их монтируют. Рассмотрим пример монтажа железобетонного свайного фундамента. Он выполняется в несколько этапов.
На первом этапе, как и в любом другом деле, сперва нужно выполнить подготовительные работы. К ним больше относятся расчетные операции, анализ грунта и составление чертежа будущей конструкции. Полезно будет учесть какой спецтехникой вести работы и каким инструментом. Например, колесные копры не требуют отдельной доставки, в отличие от гусеничных, которые пригоняют тягачи с траловыми прицепами.
После подготовительных работ приступают к разметке свайного фундамента. Выполняют её по таким направлениям:
В тех случаях, когда для фундамента нужно обустроить котлован, то используют экскаваторы и спецтехнику для вывоза выработанного грунта.
После разметки приступают к бурению скважин. На этом этапе важно понимать какое количество воды допустимо на дне скважины. Если она меньше четверти глубины, то ничего делать не нужно, в противном случае воду желательно откачать.
После бурения приступают к созданию каркаса трубы (опалубки) диаметром, равному диаметру скважины. Длину каркаса нужно сделать на 20-30 сантиметров больше, чтобы ее верхняя часть выглядывала над землей. Верхнюю часть лучше укрепить проволокой для придания конструкции большей жесткости. В созданный каркас устанавливается металлическая арматура, с диаметров прутьев 6 мм. Арматура должны быть выше свай на 15-20 см. Это необходимо для будущего обустройства ростверка.
Одним из заключительных этапов создания свайного фундамента, является его бетонирование. Первым делом создают основание сваи, которое опирается на песчаную подушку. Затем слоями по 40-60 сантиметров, в каркас заливают бетон и уплотняют его с помощью вибратора. После заливки смеси, край сваи накрывают ветошью, которую периодически нужно смачивать водой. Это позволит добиться равномерного затвердевания бетона. Спустя 3-4 дня приступают к обвязке бетона.
Обвязка нужна для того, чтобы соединить все элементы в единую конструкцию и придать им нужную прочность. Различают 2-е разновидности обвязки: ростверк и ростверковая плита. Ростверком называют верхнюю часть свайного фундамента. Он бывает двух типов – сборный и в виде монолитного пояса.